Олонский детский сад

Основная образовательная программа МБДОУ "Олонский детский сад"

70bbe4d58d238e3014591d352d147fbc.jpg


 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Олонский детский сад»

(МБДОУ «Олонский детский сад»)

669341, Иркутская область, Боханский район, с. Олонки, ул. Радужная 7

Е-mail: mbdou.olonki@mail.ru

 

 

 

« Принято» «Утверждаю»

Педагогический совет Заведующий МБДОУ «Олонский

МБДОУ «Олонский детский сад» детский сад»

Заместитель по ВМР

К. В. Дегтярева _________________ И.В. Казакова _________________

«___» ______________ 20_____ г. «___» ______________ 20_____ г.

Протокол № _____

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Олонский детский сад»

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

5

I

ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

 

1

Целевой раздел программы (обязательная часть)

7

1.1

Пояснительная записка

7

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

7

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.1.3

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ

9

1.2

Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

11

1.2.1

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

11

1.2.2

Целевые ориентиры в дошкольном возрасте

12

1.3

 

Целевой раздел программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

13

1.3.1

Цели и задачи образования детей дошкольного возраста в ДОУ в контексте приоритетного направления развития

13

1.3.2

Вариативные принципы и подходы к реализации приоритетного направления развития в условиях ДОУ

14

1.3.3.

Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте в рамках приоритетного направления развития

15

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2

Содержательный раздел программы (обязательная часть)

16

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка:

16

2.1.1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

21

2.1.2

Образовательная область «Познавательное развитие»

21

2.1.3

Образовательная область «Речевое развитие»

22

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

22

2.1.5

Образовательная область «Физическое развитие»

22

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных  потребностей и интересов

23

2.2.1

Образовательная область «Физическое развитие»

24

2.2.2

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

30

2.2.3

Образовательная область «Познавательное развитие»

46

2.2.4

Образовательная область «Речевое развитие»

51

2.2.5

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

56

2.3.

Формы и содержание работы педагога – психолога с детьми

61

2.3.1

Взаимодействие педагога – психолога с родителями детей

63

2.4

 

 Содержательный раздел программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

63

2.4.1

Специфика национальных и социокультурных условий, в которых  осуществляется образовательная деятельность

63

2.4.2

Парциальные программы, реализуемые в ДОУ

63

2.4.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

68

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3

 Организационный раздел программы (обязательная часть)

75

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

75

3.2

Обеспечение методическими материалами  и средствами обучения и воспитания

80

3.3

Режим дня

90

3.4

Особенности образовательной деятельности (традиционные события праздники, мероприятия)

90

3.5

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

92

3.6

Организационный раздел программы(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

99

3.6.1

Описание материально –технического обеспечения Программ

99

3.6.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

99

3.7

Краткая презентация программы

101

Приложение 1.

103

Приложение 2.

111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Пояснительная записка к основной образовательной программе МБДОУ «Олонский детский сад»

 

Образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Олонский детский сад» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от 15.05.2013 №26;

ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Устав МБДОУ «Олонский детский сад»;

Лицензия на образовательную деятельность 38Л01 №0004059 от 10 февраля 2017 года.

Образовательная программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения ими  дошкольного возраста и достаточного уровня развития  необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Обучение ведётся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей данного возраста видов деятельности.

Образовательная программа ДОУ является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ, исходя из логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей,  анкетирования родителей воспитанников посещающих  ДОУ и жителей села. Ожидания родителей. Изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (82%) считает укрепление здоровья ребёнка и его развитие; 92% родителей желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения был готов к обучению в школе; часть родителей (60%) хотели, чтобы в детском саду дополнительно развивали творческие  способности их ребёнка.

 Данные сведения  позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:

· Создание необходимых условий для успешной социальной адаптации ребенка, осуществляемое посредством комплексной помощи ребенку и его семье;

· Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;

· Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, формирование предпосылок к учебной деятельности, развитие логического мышления);

· Дополнительное развитие творческих  способностей воспитанников по их интересам, на основе кружковой деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

 

Раздел I.

Целевой раздел программы (обязательная часть программы)

 

Раздел 1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Цели и задачи реализации программы

 

Цель реализации Программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их психофизического развития, возрастных и индивидуальных особенностей.

В рамках Программы реализуются следующие задачи:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10) осуществления необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию программы

 

Основные принципы реализации программы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.1.3. Характеристика особенностей детей развития детей раннего и дошкольного возраста,

 воспитывающихся в ДОУ

Возрастные особенности детей от 1,5 до 3 лет.

Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие и речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается активная речь. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К третьему году жизни ребенка совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У ребенка формируется образ Я.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.

Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность. К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание.

Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

1.2 Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)

1.2.1 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

 

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться подмузыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,лазанье, перешагивание и пр.).

 

 

1.2.2 Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

 

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

 ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3. Целевой раздел программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

 

1.3.1 Цели и задачи образования детей дошкольного возраста в ДОУ в контексте приоритетного направления развития

Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: «Развитие художественно-эстетических способностей воспитанников посредством различных видов деятельности».

В соответствии с этим, целями образования детей дошкольного возраста в контексте приоритетного направления являются:

· создание условий для развития художественно-эстетических способностей воспитанников;

· формирование целостного и разностороннего развития творческих способностей дошкольников.

Обозначенные основные цели определяют конкретные задачи работы дошкольного образовательного учреждения:

· Создание  предметно-пространственной развивающей образовательной  среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной тематики.

· Развитие литературной художественной речи.

· Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

· Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

· Установление правильных взаимоотношений между воспитателем и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

· Вариативность творческих способностей

•  Совершенствование процесса обучения и воспитания детей в соответствии с современными тенденциями педагогической науки и практики.

 

1.3.2 Вариативные принципы и подходы к реализации приоритетного направления развития в условиях ДОУ

 

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности  ДОУ по реализации Основной образовательной программы ДОУ необходимо:

- учитывать в образовательном процессе  особенности  психофизического развития и возможности детей;

- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей;

- выстроить  взаимодействие  с  семьями  детей  для  обеспечения  полноценного развития детей;

- оказывать консультативную и методическую помощь  родителям (законным  представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

1.3.3.Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте в рамках приоритетного направления развития

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

- круг представлений об объектах и явлениях природы в соответствии с программой;

-знание основных признаков живого и условий его существования;

-осуществляет наблюдение за природой, моделирует признаки объектов;

-проявляет экологическое отношение к природе;

-проявляет эмоционально-эстетическое отношение к природе.

имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин;

-владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх;

-пользуется условными обозначениями.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ:

-положительный характер поведения и общения;

-понимание эмоций другого человека, проявление эмоциональной отзывчивости;

-владение навыками культурного поведения;

-активность и самостоятельность в общении с готовностью принять общий замысел.

-сформированы навыки самообслуживания;

-инициатива в организации повседневной трудовой деятельности;

-развиты комбинаторные умения, обеспечивающие проявление творчества и индивидуальности;

-сформирована привычка выполнять посильные повседневные трудовые действия;

-желание заниматься досуговой деятельностью, где реализуются склонности к разным видам ручного труда или рукоделия в соответствии с полом и характером;

- активность в игре (стойкий интерес, инициатива по созданию и обогащению сюжета, активен в ролевом взаимодействии);

-разнообразные игровые интересы; знание многих игр;

-умение произвольно в соответствии с сюжетом выстраивать взаимоотношения;

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

- уровень сформированности программных ЗУН (восприятие речи в устной и письменной формах, процесс порождения речи);

-сформированность навыков общения со взрослыми и детьми (навыки разговорно-обиходной речи, понимание норм речевого этикета и взаимоотношения партнеров).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

-стойкий, постоянный и избирательный  интерес к литературным произведениям и произведениям искусства;

-испытывает удовольствие от общения с прекрасным;

-понимает внутренние связи и отношения в художественных произведениях, понимает разнообразные эмоциональные проявления и сопереживает;

 -знает различные виды и жанры изобразительного искусства;

-соотносит разные художественные образы.

 

 

 

II. Содержательный раздел программы (обязательная часть)

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации  основной общеобразовательной программы осуществляется в виде:

непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

самостоятельной деятельности детей;

взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Непосредственно образовательная деятельность

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

викторины, сочинение загадок;

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен­ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

• туристические прогулки, экскурсии.

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

• соревнования;

• дни здоровья;

• тематические досуги, праздники;

•театрализованные представления;

• смотры и конкурсы;

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды; воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально-коммуникативное развитие:  ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательное развитие: наблюдения на прогулке и в уголке природы; экскурсии; создание проблемных ситуаций; игры-экспериментирования; развивающие игры; сюжетно-ролевые игры; проведение бесед и рассказы воспитателя; игры и упражнения по ФЭМП; работа по формированию целостной картины мира, по расширению кругозора;

художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек;

Речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх – наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

Самостоятельная деятельность детей

физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

социально - коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

познавательно развитие: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви­вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на дет­ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку; самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений.

 

речевое развитие: самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок.

 

2.1.1. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

2.2.Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте (1,5 года - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие совзрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.2.1. Образовательная область«Физическое  развитие»

Младший возраст

Содержание 

Возраст

Совместная  деятельность

Режимные  моменты

Самостоятельная  деятельность

Взаимодействие  с семьей

1. Воспитание  КГН:

 *умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять порядок в одежде

*вытираться только своим полотенцем

*навыки гигиены в туалете

*культура разговора в помещении

* элементарные навыки приёма пищи

2. Сохранение  и укрепление здоровья

*различать и понимать состояния своё и людей

* одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения

* выполнение простейших закаливающих процедур

3. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

* элементарное представление  о полезном питании

* различение  и называние  органов чувств

3-4 года, вторая младшая группа

Обучающие игры по инициативе воспитателя

(сюжетно-дидакические), развлечения

Дидактические  игры, чтение художественных произведений, личный пример, помощь взрослого.

Игры сюжетно-отобразительные

Беседы, консультации,

родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение.

1.Основные движения:

-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

2.Общеразвивающие упражнения

3.Подвижные игры

4.Спортивные упражнения

5.Активный отдых

3-5 лет,

2 мл, средняя  группы

НОД по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

В НОД по физическому воспитанию:

-тематические комплексы

-сюжетные

-классические

-с предметами

-подражательн. комплекс

-Физ.минутки

-Динамические паузы

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-сюжетно-игровая

-тематическая

-полоса препятствий

Подражательные движения

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

Вечерний отрезок времени, включая прогулку

Гимнастика после дневного сна:

-оздоровительная

-сюжетно-игровая

-полоса препятствий

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Индивидуальная работа

Подражательные движения

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья (ср. гр.)

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

Беседа, консультация

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Совместные игры

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Консультативные встречи.

Встречи по заявкам

Совместные занятия

Интерактивное общение

Мастер-класс

 

Старший возраст

1. Воспитание  КГН:

* умение  беречь себя и своё тело

 *знание  и применение  общественных гигиенических правил

* умения в культуре приёма пищи

* умения пользования столовыми предметами

2. Сохранение  и укрепление здоровья

* выражение своих чувств  при общении

* сопереживание

* организация спортивных игр и упражнений

* одевание  в соответствии с температурным режимом группового помещения

* выполнение закаливающих процедур

3. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

* представление  об  особенностях  функционирования человеческого организма

* представление о важных составляющих ЗОЖ (питание, движение, сон, солнце, воздух)

5-6 лет, старшая группа

Обучающие игры (сюжетно-дидактические)

развлечения,

ОБЖ,

минутка  здоровья

Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг.

Сюжетно-ролевые игры

Игры на воздухе, с водой.

 

Беседы, консультации,

родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение

22 ноября 2017 в 05:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.